Мастер-класс на тему:
Нестандартные формы урока английского языка в условиях ФГОС
Нестандартные формы урока английского языка в условиях ФГОС
Как-то раз я дала своим ученикам коробку цветных
карандашей и попросила их нарисовать птицу. Рисунки получились интересные и
даже красивые. Но меня удивила одна странная особенность. Все эти орлы, синицы
жар-птицы были нарисованы одним – максимум двумя цветами. И я задумалась: у нас
в распоряжении есть много цветов, но мы пользуемся всего несколькими.
Данный пример дает возможность посмотреть на работу учителя со стороны: какие ресурсы, приемы, формулы мы используем, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, поддержать её на высоком уровне, чтобы урок был эффективным. Это особенно важно для урока иностранного языка, где так необходимо самовыражение, желание проявить себя.
Данный пример дает возможность посмотреть на работу учителя со стороны: какие ресурсы, приемы, формулы мы используем, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, поддержать её на высоком уровне, чтобы урок был эффективным. Это особенно важно для урока иностранного языка, где так необходимо самовыражение, желание проявить себя.
Слышала такое высказывание: учитель похож на художника
с одним тюбиком краски, а от него требуют, чтобы он нарисовать радугу. Но у
меня не один тюбик краски, а целый набор цветных карандашей. Все вместе они
помогают мне достичь видимого результата.
Главное
требование, предъявляемое условиями ФГОС к уровню владения иностранными
языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке,
решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный
язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ
саморазвития.
Очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для развития коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?
Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.
Сегодня практически любой учитель, хотя бы изредка, применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников.
Очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для развития коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?
Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.
Сегодня практически любой учитель, хотя бы изредка, применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников.
Однако
в педагогической среде сложилось неоднозначное отношение к нестандартным
урокам: одни видят в них прогресс педагогической мысли, верный шаг в
направлении демократизации школы, а другие, напротив, придерживаются мнения,
что такие уроки являются опасным нарушением
педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором
обленившихся учеников. Конечно, из нестандартных уроков невозможно построить весь процесс обучения,
вводить их в систему нецелесообразно. Более того, слишком частое к ним
обращение может вызвать обратный эффект и привести к потере интереса не только
к учебному предмету, но и к самому процессу учения. Необходимо грамотно
сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения.
Четкого
определения термина «нестандартный урок» в педагогической и методической
литературе не существует до сих пор.
Наиболее
распространенной является характеристика такого урока как импровизированного учебного занятия,
которое имеет нестандартную
(неопределенную) структуру, необычную задумку и организационную форму. С другой
стороны, уроки в той или иной технологии обучения тоже можно назвать
нестандартными. Например, личностно-ориентированный урок, урок в развивающей
системе обучения, модульный урок и т. д.
Общепринятая
классификация нестандартных уроков также отсутствует. Все существующие в
значительной мере можно назвать условными. Одни авторы выделяют до 36 типов
нестандартных занятий. Другие предлагают классифицировать нестандартные уроки,
дополнив типологию «классического» урока. К примеру, уроки-викторины, защиту
проектов относят к группе уроков контроля знаний, а уроки-лекции,
уроки-конференции - к урокам формирования новых знаний.
Естественно,
что на нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания.
Нестандартное задание - очень широкое понятие. Основным отличительным признаком
таких заданий является их связь с "продуктивной", творческой
деятельностью. Среди других признаков
можно отметить необычные условия работы;
самостоятельный поиск учениками путей и вариантов решения поставленной учебной
задачи; активное воспроизведение ранее
полученных знаний в незнакомых условиях и
задания с элементами занимательности.
Нестандартный
урок может сохранять традиционную структуру, а можно изменить
последовательность обычных этапов, что
добавит ему оригинальности, он также может иметь игровую основу. Увлекательные, занимательные дополнения могут быть встроены как фрагменты
в структуру урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет
использовать их на всех ступенях образования детей. А внедрение новых
технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение классов
проекторами, интерактивными досками – дает возможность педагогу разрабатывать
новые нетрадиционные уроки.
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к
преподаванию учебных дисциплин. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм
и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность,
межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое.
Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в
целом.
Что дает применение таких уроков в учебном и
воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения
предполагают:
использование коллективных форм работы;
привитие интереса к предмету;
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
активизацию деятельности учащихся;
при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный
материал;
более полное осуществление практической,
воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
становление новых отношений между учителем и
учениками.
Остановлюсь на некоторых типах нетрадиционных уроков,
которые я чаще всего использую в своей педагогической практике.
1. Видео-урок как нетрадиционная форма урока английского
языка
Овладеть
коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране
изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является
создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с
использованием различных приемов работы.
Использование
видео на нетрадиционных формах урока английского языка способствует реализации
важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения
языком как постижение живой иноязычной культуры.
Еще одним
достоинством видео-урока как нетрадиционной формы урока английского языка
является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на
учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников
личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также
развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания
и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной
познавательной деятельности.
Использование
различных каналов поступления информации на видео-уроке положительно влияет на
прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Эта эффективная
форма нетрадиционного урока, которая не только активизирует внимание ребят, но
и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения.
Интерес к
фильму повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное
стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых
ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений
коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений
английского языка.
2.
Урок- соревнование.
Я думаю, любой коллега согласится со мной, что работа
над грамматикой всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно
понять, почему в английском языке столько времен, как они образуются, как
правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление
того или другого времени, я использую на своих уроках прием моделирования,
много игровых моментов, соревнования, которые повышают познавательную
активность и стимулируют детей.
Например, в 5 или 6 классах закрепляем употребление
грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием
моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений,
включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам
выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает
влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько
горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая
деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением
команды.
В последнее время компьютер играет все большую роль в
современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности
является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации
обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению
эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические
возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации
за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет
учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок
английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно,
компьютер не заменит учителя, он только его дополнит.
Работа с компьютером способствует повышению интереса к
учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что
непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и
уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется
возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера,
с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает
учиться.
3.
Урок с применением элементов проектной методики.
Метод
проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на
то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не
просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь
применять их на практике.
Проектная
методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над
проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути
креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий
уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого
задания по разработке проекта. Проектная методика является одной из форм
организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся
занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен
ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную
значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над
проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах:
статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы
презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.
Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и
приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в
новых условиях.
Работа над
проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной
деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы
исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков;
распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе
результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата;
отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по
проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности
поисковой деятельности, координации своих действий, активного
исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. В своей
педагогической деятельности я использую данный метод на разных этапах изучения
английского языка. [8]. Особо приятным моментом является, когда в начальных
классах сами родители принимают активное участие в выполнении, помощи своим
детям данных проектов.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том,
чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную
деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
4. Урок-праздник
Весьма
интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта
форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в
англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному
общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной
коммуникации.
Уроки-праздники
обычно связаны с праздниками англоговорящих стран: «Halloween», «St Valentine’s Day», «New Year and Merry Christmas», «Mother’s Day». Уже традиционным стал у нас с
второклашками «Праздник английского алфавита». Дети с удовольствием исполняют
разные роли, подбирают материал. Часто для проведения таких уроков я привлекаю
детей с низкой мотивацией к предмету. В дальнейшем я всегда вижу, что у них
появляется интерес к предмету.
5.
Урок – экскурсия.
Урок в виде экскурсии может проводиться различным
образом. Для развития познавательных
интересов и углубления знаний учащихся, перед проведением такого урока
учащихся можно разбить на подгруппы и предложить каждой из них задание или
несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив
задание, идёт своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения.
Можно
проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в
форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы. Те, кто в
состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и может на
следующей остановке отвечать на последующий вопрос.
Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных
уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно
каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том,
что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их
задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии,
то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который
может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном
языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит
для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться
на нем.
Для меня главное, что ученики идут на урок с
удовольствием, светятся улыбкой, глаза их блестят, они активны и эмоциональны.
Спасибо за внимание!
В конце первой четверти мы с моими второклашками обязательно проводим, ставший уже традиционным, Праздник английского алфавита
The ABC Party
Хочу поделиться с вами моей разработкой по данной теме. этот урок может быть проведен как внеклассное мероприятие или же как завершающий урок по теме.Предлагаю вашему вниманию конспект урока и презентацию.