Place your mistakes under your feet and use them as stepping stones to rise above them

Методическая страничка

Мастер-класс на тему:
Нестандартные формы урока английского языка в условиях ФГОС

Как-то раз я дала своим ученикам коробку цветных карандашей и попросила их нарисовать птицу. Рисунки получились интересные и даже красивые. Но меня удивила одна странная особенность. Все эти орлы, синицы жар-птицы были нарисованы одним – максимум двумя цветами. И я задумалась: у нас в распоряжении есть много цветов, но мы пользуемся всего несколькими.

Данный пример дает возможность посмотреть на работу учителя со стороны: какие ресурсы, приемы, формулы мы используем, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, поддержать её на высоком уровне, чтобы урок был эффективным. Это особенно важно для урока иностранного языка, где так необходимо самовыражение, желание проявить себя.
Слышала такое высказывание: учитель похож на художника с одним тюбиком краски, а от него требуют, чтобы он нарисовать радугу. Но у меня не один тюбик краски, а целый набор цветных карандашей. Все вместе они помогают мне достичь видимого результата.
Главное требование, предъявляемое условиями ФГОС к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой  отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для развития коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?

Как показывает опыт,  для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

Сегодня практически любой учитель, хотя бы изредка, применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников.
Однако в педагогической среде сложилось неоднозначное отношение к нестандартным урокам: одни видят в них прогресс педагогической мысли, верный шаг в направлении демократизации школы, а другие, напротив, придерживаются мнения, что такие уроки являются опасным нарушением   педагогических  принципов,    вынужденным     отступлением педагогов под напором обленившихся учеников. Конечно, из нестандартных уроков  невозможно построить весь процесс обучения, вводить их в систему нецелесообразно. Более того, слишком частое к ним обращение может вызвать обратный эффект и привести к потере интереса не только к учебному предмету, но и к самому процессу учения. Необходимо грамотно сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения.
Четкого определения термина «нестандартный урок» в педагогической и методической литературе не существует до сих пор. 
Наиболее распространенной является характеристика такого урока                           как импровизированного учебного занятия, которое имеет              нестандартную (неопределенную) структуру, необычную задумку и организационную форму. С другой стороны, уроки в той или иной технологии обучения тоже можно назвать нестандартными. Например, личностно-ориентированный урок, урок в развивающей системе обучения, модульный урок и т. д.
Общепринятая классификация нестандартных уроков также отсутствует. Все существующие в значительной мере можно назвать условными. Одни авторы выделяют до 36 типов нестандартных занятий. Другие предлагают классифицировать нестандартные уроки, дополнив типологию «классического» урока. К примеру, уроки-викторины, защиту проектов относят к группе уроков контроля знаний, а уроки-лекции, уроки-конференции - к урокам формирования новых знаний.
Естественно, что на нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - очень широкое понятие. Основным отличительным признаком таких заданий является их связь с "продуктивной", творческой деятельностью. Среди  других признаков можно отметить  необычные условия работы; самостоятельный поиск учениками путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; активное  воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях и  задания с элементами занимательности.
Нестандартный урок может сохранять традиционную структуру, а можно изменить последовательность обычных этапов, что  добавит ему оригинальности, он также может иметь игровую основу.  Увлекательные, занимательные  дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение классов проекторами, интерактивными досками – дает возможность педагогу разрабатывать новые нетрадиционные уроки.
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. 
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
использование коллективных форм работы;
привитие интереса к предмету;
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
активизацию деятельности учащихся;
при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
становление новых отношений между учителем и учениками.

Остановлюсь на некоторых типах нетрадиционных уроков, которые я чаще всего использую в своей педагогической практике.
1. Видео-урок как нетрадиционная форма урока английского языка
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Использование видео на нетрадиционных формах урока английского языка способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры.
Еще одним достоинством видео-урока как нетрадиционной формы урока английского языка является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
Использование различных каналов поступления информации на видео-уроке положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Эта эффективная форма нетрадиционного урока, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения.
Интерес к фильму повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.
2. Урок- соревнование.
Я думаю, любой коллега согласится со мной, что работа над грамматикой всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно понять, почему в английском языке столько времен, как они образуются, как правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление того или другого времени, я использую на своих уроках прием моделирования, много игровых моментов, соревнования, которые повышают познавательную активность и стимулируют детей.
Например, в 5 или 6 классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.
В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит.
Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает учиться.
3. Урок с применением элементов проектной методики.
     Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
     Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.
     Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
     Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. В своей педагогической деятельности я использую данный метод на разных этапах изучения английского языка. [8]. Особо приятным моментом является, когда в начальных классах сами родители принимают активное участие в выполнении, помощи своим детям данных проектов.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

4. Урок-праздник

     Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
     Уроки-праздники обычно связаны с праздниками англоговорящих стран: «Halloween», «St Valentines Day», «New Year and Merry Christmas», «Mothers Day». Уже традиционным стал у нас с второклашками «Праздник английского алфавита». Дети с удовольствием исполняют разные роли, подбирают материал. Часто для проведения таких уроков я привлекаю детей с низкой мотивацией к предмету. В дальнейшем я всегда вижу, что у них появляется интерес к предмету.
5. Урок – экскурсия.
Урок в виде экскурсии может проводиться различным образом. Для развития познавательных  интересов и углубления знаний учащихся, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на подгруппы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идёт своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения.
     Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы. Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и может на следующей остановке отвечать на последующий вопрос.
Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Для меня главное, что ученики идут на урок с удовольствием, светятся улыбкой, глаза их блестят, они активны и эмоциональны.

Спасибо за внимание!






В конце первой четверти мы с моими второклашками обязательно проводим, ставший уже традиционным, Праздник английского алфавита
The ABC Party

Хочу поделиться с вами  моей разработкой по данной теме. этот урок может быть проведен как внеклассное мероприятие или же как завершающий урок по теме.Предлагаю вашему вниманию конспект урока и презентацию.